Летний сад в санкт-петербурге

Летний сад в Петербурге, как доехать, что посмотреть |

Летний сад туристический объект типа must see  в Санкт-Петербурге. По официальной исторической версии это старейший сад Санкт-Петербурга. Дата его основания почти совпадает с датой основания города.

В этой статье я расскажу о режиме работы сада, стоимости посещения и интересных фактах из истории, чтобы вы не просто ходили по саду но и нагрузили свой мозг любопытными размышлениями о перепитиях истории государства Российского.

В настоящий момент Летний сад является филиалом Русского музея и собственного официального сайта у него нет, есть только страничка на сайте Русского музея.

Режим работы Летнего сада

С мая по сентябрь с 10-00 по 22-00, вход до 21-30 (в это время в саду всегда светло, белые ночи)

Вторник выходной день.

С 1 апреля по 1 мая сад закрыт на просушку.

С октября по март с 10-00 до 20-00, вход до 19-30 (зимой в Питере рассвет в 10-00, а закат около 16-00, фонтаны не работают, а все статуи спрятаны в футляры). Зимой можно только посмотреть на самую красивую в мире решетку Летнего сада и осмотреть Летний дворец Петра I, но сейчас он на ремонте до конца 2017 года.

Решетка Летнего сада, само совершенство

Как доехать на метро

Летний сад находится в самом центре Санкт-Петербурга.

Легче всего доехать на метро до станции «Гостиный двор», обратите внимание, на то что выйти надо на Садовую улицу, у станции метро «Гостинный двор» два выхода, перейти Невский проспект, пройти порядка 1 км по Садовой улице мимо Михайловского замка и вы на месте, отмеченным на карте красной точкой на плане Летнего сада, т.е. перед Карпиевым прудом.

Посмотреть план сада во всплывающем окне

Правила посещения

Посещение Летнего сада абсолютно бесплатно, хотя на входе установлены турникеты, но они служат лишь для подсчета вошедших и вышедших.

После реставрации 2009-2011 года велись разговоры, что посещение будет платным, но принимая во внимание широкий общественный резонанс и обсуждение этого вопроса, от взымания платы решили отказаться.

Онегина ведь в Летний сад гулять водили и меня тоже водили, чем наши дети хуже?.

Источник: http://trip-together.ru/letnij-sad-peterburg/

Летний сад

Один из символов Санкт-Петербурга, Летний сад, был основан Петром I в 1704 году. Великий реформатор уделил организации сада большое внимание, лично определив его местоположение и границы, планировку и внутреннее наполнение. 

Работы по устройству Летнего сада были поручены архитектору Ивану Угрюмову, который получил в свое распоряжение болотистую территорию, непригодную даже для высадки деревьев. С целью осушения почвы был вырыт мелиоративный канал, создана система водоемов.

В огромном количестве сюда завозилась земля, которую подсыпали в разных частях сада по мере необходимости.

Главный архитектор успел за 4 года создать твердую почву, пригодную для строительства, соорудить первые фонтаны, организовать гавань, которая обеспечивала доступ к саду небольших судов с Невы. 

С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами. Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.

В период с 1710 по 1716 год к ландшафту сада добавились Лебяжий и Поперечный каналы. Строится каменный Летний дворец. Для оформления аллей сада из Италии была привезена коллекция скульптурных композиций.

Зеленые насаждения в 1712 году перешли в ведение голландского садовника Яна Роозена, который за 13 лет придал царской резиденции облик европейского регулярного сада.

Среди построек того времени стоит отметить Грот – уникальное для России парковое сооружение.

С 1725 по 1750 годы архитектурный парковый ансамбль дополняют блистательные постройки архитектора Растрелли. 

При Императрице Елизавете Петровне Летний сад был открыт для широкой публики. Примыкавший до того к Неве сад, теперь отделяется от нее свайной набережной. К 1784 году заканчивается изготовление знаменитой ограды – решетки Летнего сада.

В правление Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и царский парковый комплекс постепенно теряет свою актуальность.

Поэтому, после трагического наводнения 1777 года, которое разрушило или повредило большинство построек Летнего сада, было принято решение не восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии с новой модой. Разделенный изначально на две части, сад превращается в единый комплекс. 

В XIX веке в саду появляются новые постройки. Павильон “Грот”, сильно пострадавший от наводнения, в 1826 году был преобразован архитектором Расстрелли в Кофейный домик. Со стороны Мойки достраивается Чайный домик. 

Последняя реконструкция и капитальный ремонт ансамбля Летнего сада были завершены в 2012 году. 

Постройки Летнего сада – утраченные и сохраненные

Летний дворец Петра 

Одновременно с началом обустройства сада, Петр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.

С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведен каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия. Автором проекта стал Доминико Трезини.

Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени.

А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.

Грот и Кофейный домик

Строительство Грота — уникального для России паркового объекта — началось в 1714 году. По распоряжению Петра I проект был поручен архитектору Андреасу Шлютеру. Закончились работы по его возведению и отделке лишь в 1725 году, когда уже не было в живых ни заказчика, ни исполнителя. 

Внутреннее убранство Грота представляло собой царство подводного царя Нептуна. Для отделки помещений этого павильона из-за границы привозились различные виды мрамора, редкие раковины и специально заказанные скульптуры. Три зала, соединенные аркадой, находились под стеклянным куполом, через который струился свет, создавая особенную атмосферу.

Грот настолько пострадал от наводнения 1777 года, что Павлом I было принято решение разобрать его остатки. Позднее Александр I пытался предпринять восстановительные работы, не увенчавшиеся успехом, поскольку никакой документации о строительстве Грота не сохранилось. 

В 1826 году архитектор Карл Росси использовал фундамент и уцелевшие стены Грота для строительства паркового павильона в стиле классицизма. В настоящее время эта постройка используется в качестве площадки для проведения художественных выставок, но память о том, что в XIX веке здесь была кофейня, сохранилась в названии павильона — «Кофейный домик».

Решетка Летнего сада

Знаменитые 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями – бессмертное творение архитектора Юрия Фельтена. Разработка ограды Летнего сада со стороны Невы началась 1770 году по приказу Екатерины II, а завершено ее строительство было лишь через 16 лет.

Изначально в композицию решетки входили ворота, на месте которых была построена памятная часовня в память о покушении на жизнь Императора Александра I в 1866 году.

В 1930 году часовню разрушили, установив на ее месте дополнительное звено ограды, и тем самым нарушив художественную целостность решетки, общая длина которой – 232 метра.

Коллекция скульптур Летнего сада

Основную часть коллекции скульптур Летнего сада составляют работы итальянских мастеров XVII-XVIII веков. Подбор композиций для украшения аллей Летнего сада начался при Петре I, когда в Италию с этой целью были отправлены знатоки искусства. 

К 1728 году коллекция насчитывала уже более сотни скульптур как исторической, так и мифологической тематики. Часть собрания представляют собой скульптуры-аллегории. 

В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и принадлежит коллекции Русского музея. Множество статуй заменено копиями, поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно пострадали. 

Интересные факты 

Карпиев пруд, и другие пруды Летнего сада, создававшие его мелиорационную систему, были зарыблены редкими породами рыб, специально доставленными из акваторий Волги и Дона.

Летний сад включал в себя не только парковый комплекс, но также и огород с теплицами для выращивания экзотических растений.

Рыба к царскому столу нередко поставлялась из садовых прудов, а ананасы и бананы – из садовых оранжерей.

Во время проведения ассамблей, когда Летний сад был открыт для посетителей, действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород.

В наши дни, по выходным, в хорошую погоду, на территории Летнего сада можно увидеть уникальное шоу марионеток.

Источник: http://Peterburg.center/maps/letniy-sad.html

История

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.

Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие.

Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка.

На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада.

Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся, однако, с Фонтанкой.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями.

В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц.

Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником.

Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов… Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).

Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I (1710-1712 гг., арх. Д.Трезини). В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами (1721-1726 гг., арх. С.Ван-Звитен, Д.Трезини, М.Земцов) для жены Петра Екатерины Алексеевны.

К этому дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.

На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы.

Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М.Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским. В 1730-х гг.

 на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б.Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.

Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б.Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца.

С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е гг. Ф.-Б.

Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.

Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны.

Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот.

В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.Фельтен, 1770-1784 гг.). От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет.

Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений.

Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.

Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г.

ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни.

Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.

В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г.

остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г.

 у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А.

 Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».

В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.

В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.

В 2009-2011 гг. сад прошел комплексную реставрацию.

О Летнем саде на сайте САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ

Источник: http://www.rusmuseum.ru/summer-garden/history/

Летний Сад. Красивый парк или где погулять в Санкт-Петербурге

Волшебное это место — Летний сад СПб. Парков в Санкт-Петербурге, где можно погулять, много. Но если хочется отдохнуть душой и телом, насладиться природой и свежим воздухом, полюбоваться на на скульптуры и фонтаны, то выбор бесспорен. Летний сад является одним из самых красивых парков Санкт-Петербурга.

Вот и мы не смогли пройти мимо самого старого питерского парка. Окруженный со всех сторон водоемами и уникальной оградой, этот памятник садового искусства времен Петра I манил своей красотой.

Переступив порог железных ворот, мы мгновенно погрузились в атмосферу величественной истории. Торжественная, нарядная, волшебная обстановка располагала к размышлению о былом.

История, эпохи, времена…

По велению Петра Алексеевича парк был заложен на острове Усадица как летняя резиденция. На этом месте ранее располагалось имение шведа Конау, поэтому территория была обжитой.

Однолетние растения («летники»), которыми по началу засаживали летний сад Петра, легли в основу его названия.

Место, на котором возводился сад, имело избыточно влажную почву. Ее осушению и укреплению способствовали созданные вокруг парка водоемы. Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева, Мойка словно «обнимают» садовое творение со всех сторон.

Строитель сада — Угрюмов Иван Матвеевич. Работу по созданию парка Летний сад он начал в 1704 году. Угрюмов занимался планировкой и мелиорацией. После его смерти работу по строительству продолжил А.В. Кикин.

С 1709 года летний сад имеет четкую структуру границ, аллей и троп. Деревья в нем подстригаются, как в Европе. Вокруг пестрят цветы, выстроен пока еще деревянный Летний дворец. Парк принимает первые балы.

После 1710 года он делится на первый и второй летние сады. В нем появляются Люстгаузы, Зеленые кабинеты, Людские покои, Большая оранжерея… Летний сад наполняется партерами, фонтанами, скульптурами и другими интересными архитектурными творениями, выполненными в соответствии с европейской модой.

С 1776 года сад начинают огораживать решеткой со стороны реки Невы. После сильного наводнения в 1777 года парк был практически уничтожен. Но восстановительные работы прошли довольно быстро и летний сад снова встречал гостей.

Царь, конечно, ограничивал доступ в свою летнюю резиденцию, сюда попадали только избранные и по приглашению. Нам же повезло больше, вход в летний сад был свободным.

Источник: http://otpusk-zdorovo.ru/letnij-sad-krasivyj-park-ili-gde-pogulyat-v-sankt-peterburge/

Летний сад

Городская летняя резиденция Петра I основана в 1704 году на месте бывшей шведской усадьбы. Планировка сада сложилась к 1710-м годам – продольные аллеи, ведущие от Невы вглубь сада, поперечные и лучевые, разделяющие сад на боскеты.

В ближайшей к Неве части, именовавшейся Первым Летним садом, размещено петровское собрание итальянской мраморной скульптуры.

Здесь же находилось большинство увеселительных построек и сохранившийся до наших дней Летний дворец Петра I, построенный в 1710 – 1712 годах архитектором Доменико Трезини.

По указанию Петра I дворец был поставлен на стрелке Невы и Фонтанки, в стороне от Главной аллеи сада.

В южной части – Втором Летнем саду, помимо садовых затей, располагались хозяйственные постройки, оранжереи, огород, посадки плодовых деревьев.

Центральную часть Первого Летнего сада образовали четыре боскета – площадки, окруженные стенами из подстриженных растений. Вдоль Лебяжьего канала был разбит цветочный партер. В южной части сада вырыт фигурный Карпиев пруд, сохранившейся до наших дней.

По воле Петра I, питавшего страсть к водным затеям, Летний сад украшало множество фонтанов. Они располагались на площадках аллей, в боскетах и зелёных кабинетах, в центре Карпиева пруда.

На большом участке Второго Летнего сада был устроен узорный лабиринт из дорожек и площадок, обнесенных шпалерником и украшенный фонтанами с фигурами персонажей из басен (фабул) Эзопа. Лабиринт и все фонтаны были уничтожены наводнением 1777 года.

Помимо Летнего дворца на территории сада в XVIII веке существовали различные постройки: на берегу Невы – галереи, у Фонтанки – Грот, каменная и несколько деревянных оранжерей, к зданию Летнего дворца примыкал служебный корпус Людских покоев. В 1720-е годы на берегу Невы был построен дворец для Екатерины I, а позднее, в 1732 году для императрицы Анны Иоанновны архитектором Бартоломео Растрелли возведён новый Летний дворец (все эти постройки не сохранились).

Огромный ущерб зеленым насаждениям и постройкам сада нанесло наводнение 1777 года. Тогда стихией было разрушено и повреждено большинство деревянных сооружений и фонтанов.

Вторая половина XVIII века отмечена для сада не только утратами. Получила парадное оформление набережная Невы. Территорию сада от набережной отделила изящная чугунная ограда, оконченная в 1784 году по проекту Юрия Фельтена и Петра Егорова (сохранилась).

Летний сад в XIX веке

В 1824 году сад вновь сильно пострадал от наводнения. В ходе восстановления, продолжавшегося около трех лет, первоначальная планировка была сохранена. В 1826 году петровский Грот на берегу Фонтанки был перестроен архитектором Карлом Росси в павильон Кофейный домик (сохранился) и там разместилась кондитерская.

В этот же период по проектам архитектора Людвига Шарлеманя построен ряд сооружений, сохранившихся до наших дней: деревянный павильон «Чайный домик», чугунная ограда у южной границы сада. По его чертежам также изготовлены и установлены кронштейны в форме вееров, тактично вписавшиеся в Невскую ограду.

С XIX века Летний сад – любимое место прогулок горожан разных сословий.

В 1855 году на одной из площадок сада (в бывшем «Французском боскете») установлен памятник баснописцу Ивану Крылову работы скульптора Петра Клодта.

Летний сад в XX веке

В 1934 году Летний сад с коллекцией мраморной скульптуры, Летний дворец и Домик Петра I получают статус музея. Сразу же были начаты работы по изучению памятника и его коллекций. Впервые разработан ландшафтным архитектором Татьяной Дубяго на основе исторических документов проект реставрации сада. Начавшаяся Великая Отечественная война прервала эту работу.

Летний сад пострадал в годы войны, но его коллекцию скульптуры удалось сохранить. Отремонтированный Летний дворец в 1947 году принял первых посетителей.

Летний сад в наши дни

В конце 1990-х годов началась работа над эскизным проектом реставрации территории Летнего сада.

В 2004 году комплекс «Летний сад, Летний дворец, Домик Петра I» был передан в оперативное управление Государственному Русскому музею.

С 2006 года возобновилась работа над проектом реставрации Летнего сада.

Проект неоднократно рассматривался на заседаниях Ученого Совета Русского музея, Научно-Экспертных Советах по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.

Были учтены рекомендации Коллегии Министерства Культуры Российской Федерации.

Проект предусматривал сохранение планировки сада петровского времени, воссоздание четырех центральных боскетов, Малой оранжереи, Красного сада, восьми фонтанов, парадного партера, посадку шпалер в качестве фона для мраморной скульптуры.

В 2009-2011 годах проект был реализован силами ООО «Профиль» и коллектива ОАО «Санкт-Петербургский  институт «Ленпроектреставрация».

С мая 2012 года сад открыт для посетителей.

Источник: https://igardens.ru/gardens-of-russian-museum/summer-garden/

Летний сад

Летний сад в Санкт-Петербурге. Знаменитый парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства XVIII века, заложенный при непосредственном участии императора Петра I в 1704 году.

Летний сад формировался несколько десятилетий, за это время над ним трудились Н. М. Угрюмов, Ян Роозен, Ж. Б. Леблон, Ф. Б. Растрелли, К. И. Росси, П. Е. Егоров, Л. И. Шарлемань и многие другие архитекторы и скульпторы.

Сегодня садовый комплекс входит в состав Государственного Русского музея.

Интересные факты:

Летний сад задумывался как летняя императорская резиденция Петра I, наподобие французского Версаля, для этого была выделена часть Санкт-Петербурга на острове Усадица на землях шведского майора Конау.

Чтобы ограничить территорию сада реку Мойку продлили до реки Фонтанки, а с другой стороны прорыли Лебяжий канал. В результате получился искусственный остров, который и назвали Летним садом.

Поскольку данная местность представляла собой заболоченный участок, для ее осушения провели огромный комплекс работ: отводили воду мелиоративными каналами, садили деревья, подсыпали землю.

После строительства первого деревянного Летнего дворца Петра I в 1709 году сад стал местом проведения праздников, гуляний, ассамблей, балов и фейерверков. Попасть сюда можно было только по личному приглашению императора.

Во втором десятилетии XVIII века в саду строится каменный Летний дворец (архитектор Доменико Трезини), Людские покои, галереи-люстгаузы, начинают устанавливаться скульптуры, многие из которых заказываются напрямую из Венеции.

Создание нынешнего Летнего сада во многом связано с именем французского архитектора Ж. Б.

Леблона, он приехал в Петербург в 1716 году, и при нем сад приобрел классический регулярный внешний вид: прямые аллеи, боскеты, большой партер, лабиринты, шпалеры и фонтаны.

Для создания напора воды для многочисленных фонтанов создали специальный механизм на конной тяге (позже его заменят паровым), а воду брали из реки Безымянный Ерик — после этого она и стала именоваться Фонтанкой.

Свободный доступ в Летний сад стал возможен в 1752 году, когда императрица Елизавета Петровна разрешила впускать сюда опрятную публику «в небытность государыни» в Санкт-Петербурге.

В 1771 году для сохранности внутренних экспонатов и поддержания порядка в Летнем саду было решено возвести со стороны реки Невы ограждение. Созданная по проекту П. Е. Егорова решетка Летнего сада считается одним из самых известных символов Санкт-Петербурга.

Она включает 32 звена кованого решетчатого ограждения, большие ворота в центре и двое малых по краям, для крепления решетки использовали 36 столбов из карельского гранита доставленного из Финляндии. Работы по устройству ограждения были закончены в 1784 году.

В XIX веке первоначальный регулярный вид сада сменяется пейзажным, на территории Летнего сада появились Чайный и Кофейный домики, большая порфировая ваза, памятник И. А.

Крылову, гранитная часовня со стороны Невы, чугунная ограда со стороны Мойки.

В это время сад становится популярным местом прогулок у горожан, а в конце века здесь даже устраивали спортивные состязания по бегу и смотр невест.

Многие сооружения первых лет жизни Летнего сада до нашего времени не сохранились — часть были перестроены (дворцы и павильоны), часть пострадали и были разрушены во время наводнений. Самыми известными из недошедших до нас элементов сада являются павильон Грот (сейчас на его месте стоит Кофейный домик) и Гаванец — гавань между Невой и Фонтанкой, после наводнения 1777 года она была засыпана.

Скульптурное богатство Летнего сада на сегодняшний день включает 92 мраморные скульптуры: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 герму. В основном, это работы итальянских мастеров конца XVII — начала XVIII веков: Пьетро Баратта, Джованни Бонацца, Джованни Зорзони, Альвизе Тальяпьетра, Антонио Коррадини, Антонио Тарсия, Ф. Кабианка, О.

Маринали и многих других.

Скульптура состоит из композиций исторического, аллегорического и мифологического содержания, стоит отметить портреты исторических деятелей — Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, аллегорические статуи Архитектуры, Славы, Мореплавания и Правосудия, античных героев — Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха.

Начиная с первых лет существования Летнего сада, одним из главных элементов паркового ансамбля были многочисленные фонтаны. Большинство из них погибло во время наводнения 1777 года, сейчас реконструированы только фонтаны «Царицын», «Гербовый», «Пирамида», «Коронный», «Яблошный», «Фаворит», «Лакоста» и каскады «Дельфиновый» и «Амфитеатр».

Единственный сохранившийся водоем на территории Летнего сада — Кaрпиев пруд.

Летний сад довольно часто упоминается в художественной литературе, посвященные ему строки есть у А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой, С. Я. Маршака, П. А. Вяземского. В саду любили прогуливаться В. А.

Жуковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, В. В. Стасов, П. И. Чайковский, И. Е. Репин, А. А. Блок. И. А.

Крылов, живший неподалеку в доме Бецкого, любил купаться в Лебяжьей канавке и дремать на скамейке в самом саду.

В 2004 году Летний сад отошел Русскому музею, здесь была проведена масштабная реконструкция, реставрация скульптур, восстановление садово-паркового ансамбля согласно исторических чертежей. В 2012 году обновленный Летний сад принял своих посетителей.

Летний сад включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/gardens/summer-garden/

Летний сад

Когда Пётр Первый начал здесь обустройство своей летней резиденции, на месте сада практически не было твёрдой почвы. Земли приходилось осушать при помощи многочисленных каналов и прудов и привозить огромное количество насыпной почвы.

Пётр любил симметричность и соразмерность композиции, поэтому расположение всех строений, дорожек, каналов и фонтанов строго соответствовало планам, и каждое дерево стояло на своём месте. Здесь были большой и малый дворцы, оранжереи, птичник и огороды. Фонтанам царь придавал особенное значение — их в саду было пятьдесят.

И, конечно, главной гордостью Летнего сада были и остаются его скульптуры. Основу коллекции также заложил Пётр: знатоки искусства были командированы им в Италию и приобретали работы современных, а порой и античных мастеров.

Царь ревностно относился к посещению посторонними своей резиденции, даже на ассамблеи и праздники сюда допускались только избранные. Лишь к началу XIX века посещение сада стало доступно простым людям.

Особой достопримечательностью парка является его ограда. Столбы с вазами для неё вытёсывались из финского гранита 144 мастерами села Путилова более десяти лет, а железная решётка и ворота ковались тульскими кузнецами.

Наводнения и вандалы наносили парку огромные разрушения, но петербуржцы бережно восстанавливали его. При последней реставрации в 2009—2011 годах большинство скульптур (сейчас их 92) были заменены современными копиями, а восстановленные оригиналы хранятся в музеях.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/letniy-sad/

Санкт-Петербург. Летний сад

Фото 08.05.2013:

Летний сад — уникальный садово-парковый ансамбль в центре г. Санкт-Петербурга. Парк был заложен по повелению Петра I в 1704 году.

На территории сада расположены:

  • Ограда Шарлеманя
  • Карпиев пруд
  • Красный сад
  • Кофейный домик
  • Памятник И.А. Крылову
  • Боскет «Птичий двор»
  • Боскет «Менажерийный пруд»
  • Летний дворец Петра I
  • Множество фонтанов, аллей и статуй

История Летнего сада (по материалам сайта , от 27.06.2013):

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И. Матвеев, Д. Трезини, Ж.

-Б. Леблон, А. Шлютер, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, К. Шредер, И. Яковлев, П. Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713 — 1714 гг.). В 1717 году царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка.

На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада.

Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом.

Планировку петровского Летнего сада отличала некоторая наивность, характерная для молодого русского искусства, в ту пору еще только тянувшегося к европейским образцам, но далеко не достигавшего высот их совершенства.

Влияние традиций французских регулярных садов пытался внести приглашенный на службу Петром знаменитый французский архитектор Жан-Батист Леблон, предложивший свой план переустройства летней резиденции царя.

Но этот проект был принят Петром I не полностью, и сад сохранил первоначальную планировку, а вместе с ней — и свою яркую индивидуальность.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами.

Четыре участка, ограниченные стенами шпалер — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями.

В одном из боскетов («Менажерийный пруд») находился овальный пруд, на середине которого располагался островок с беседкой, в другом помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц.

Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги, в центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На площадках центральной дорожки били фонтаны.

На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А. Шлютер, Г.-И. Маттарнови, Н. Микетти, М. Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов… Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).

Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

Сад располагался лишь на части территории летней царской резиденции. Значительную ее долю занимали постройки. В северо-западной части сада, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для жены Петра Екатерины Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами (1721-1726 гг., арх. С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов).

К дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.

На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М. Земцова. В 1730-х годах на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б. Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.

Во времена императрицы Елизаветы Петровны сад переживал период расцвета. Деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б. Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца.

На южной границе партерного сада архитектором был возведен каскад Амфитеатр, украшенный бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е годы Ф.-Б.

Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.

Пик расцвета Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII века, постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 года, от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны.

К началу XIX века сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и полуразрушенный Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.

Фельтен, 1770-1784 гг.).

В XIX веке Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы.

В 1826 году остатки Грота перестраиваются архитектором К. Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 году неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л. Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П. Базен, Л. Шарлемань, 1826 г.).

В 1839 году у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 году на одной из площадок сада установили памятник И.А.

Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

Летний сад (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)» ):

Заложенный в 1704 г. по распоряжению Петра I Летний сад — старейший в Петербурге. Его планировка соответствовала модному в первой половине XVIII в. регулярному стилю: деревья и кустарники высажены вдоль симметрично расположенных аллей. Садовые мастера Я. Роозен и И. Сурмин искусно украсили сад декоративными беседками, гротами, фонтанами, прудами.

В Италии купили более 100 мраморных статуй и бюстов исторического, аллегорического и мифологического содержания. Петр I считал, что скульптура должна не только украшать, но и просвещать. В 1720 г.

в саду установили античную статую Венеры — превосходную копию с греческого оригинала III в. до н.э. Русская патриархальная знать была ошарашена скульптурным изображением обнаженной женщины.

Чтобы уберечь статую, пришлось выставить около нее вооруженный караул.

В 1710-1714 гг. в Летнем саду на берегу Фонтанки был построен Летний дворец Петра I (арх. Д. Трезини, А. Шлютер).

Скромное каменное двухэтажное здание под высокой кровлей — ценнейший архитектурный памятник Петербурга начала XVIII в. Дворец не подвергался перестройкам и поэтому хорошо сохранился. В 1925 г.

в нем открылся исторический мемориальный музей: в помещениях воссоздана обстановка петровского времени, представлены подлинная мебель и личные вещи царя.

Достойна восхищения ограда Летнего сада со стороны Невы (арх. Ю. Фельтен и П. Егоров, 1771-1784). Чугунная решетка в виде копий с позолоченными наконечниками и орнаментом дополнена гранитными колоннами, декоративными вазами. Современники называли ограду «чудом света».

К другим достопримечательностям Летнего сада относятся: ограда со стороны Мойки (арх. Л. Шарлемань, 1826), Кофейный домик (арх. К Росси, 1826), Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827), памятник великому баснописцу И. Крылову (скульпт. П. Клодт, 1855) и декоративная ваза из розового порфира, установленная перед прудом в 1839 г.

Летний сад, излюбленное место отдыха жителей города, занимает площадь около 12 га. В нем около трех тысяч деревьев, среди которых есть и сохранившиеся с петровских времен!

Источник: http://rus-towns.ru/sankt-peterburg-letnij-sad/

Ссылка на основную публикацию