Путешествие в лейпциг на родину баха

Отдых в Лейпциге: путеводитель по Лейпцигу — путешествие | Рамблер.Путешествия

Путешествие в Лейпциг на родину Баха

С точки зрения привлекательности для туристов Лейпциг вполне может составить конкуренцию Берлину, Лондону, Флоренции или Брюсселю.

Ведь это не город какой-нибудь одной достопримечательности вроде минеральных источников, древнего собора, музея с работами великих мастеров или раскопок античных руин.

Лейпцигу повезло как с соборами и музеями, так и с богатой историей и знаменитыми жителями.

Этот саксонский город имеет полное право именоваться музыкальной столицей Европы, поскольку в нем жили и творили столпы классической музыки: Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер. А великий Иоганн Себастьян Бах прожил здесь более двух десятилетий и был захоронен тут же, в церкви святого Фомы.

Именно в Лейпциге Бах провел самые плодотворные годы своей жизни, сочиняя музыку и успевая при этом руководить Томанерхором – церковным хором мальчиков, существующим по сей день. С 1904 года в городе с размахом проходит музыкальный фестиваль в честь знаменитого музыканта.

Дом-музей Мендельсона приглашает туристов посмотреть, как был устроен быт автора знаменитого свадебного марша.

В 2012 году в Лейпциге появилась специальная разметка в виде нотной дорожки. На протяжении пяти километров возле мест, где жили и творили композиторы, где выступали и продолжают давать концерты музыканты, расположены специальные знаки.

Так символично городские власти решили отметить все объекты, которые так или иначе связаны с музыкальной историей Лейпцига. Чтобы прогуляться по всему маршруту «нотной дорожки» потребуется около двух часов – без захода в музеи.

Лейпциг – это еще и город как минимум двух важных исторических событий.

В 1813 году здесь состоялась масштабная Битва народов, а в 1980-х он превратился в колыбель «мирной революции».

Уставшие жить под неусыпным оком Штази горожане начали с молебнов о мире в церкви святого Николая, а закончили мирными демонстрациями на улицах в 1989 году, после которых Берлинская стена пала, а Германия вновь стала единой страной. Но узнать подробности о том, как работала немецкая разведка — Штази — сегодня можно в музее Runden Ecke.

А еще Лейпциг гордится многовековыми традициями университетского образования и статусом второго по важности банковского центра страны. Впрочем, для туристов важны другие вещи, которых в Лейпциге предостаточно: хорошие отели, рестораны с солидной репутацией, возможности для культурного отдыха и – как же без этого? – многочасового шопинга.

Источник: https://travel.rambler.ru/guide/europe/germany/leipzig/

«Лейпцигский период»

Новости оперы, балета и классической музыки

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов. Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, какразличных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.

Главная >> Бах >> Кратко >> «Лейпцигский период»

14.03.2013 00:00
В Лейпциг Бах переезжает с новой женой и детьми летом 1723 года. При церкви Святого Фомы он получает должность церковного учителя пения (кантора). Иоганн Себастьян Бах, как и любой его современник, был, разумеется, христианином. Но христианином не формальным, а истово верующим, свято соблюдающим все каноны протестантской религии, проповедующей скромность, трудолюбие и смирение. В обязанности кантора входило сочинение церковной музыки разных жанров, и в творчестве Баха этого периода раскрывается третья значительная часть его таланта – сочинение вокальной музыки. Великолепный «Магнификат» стал началом серии шедевров мирового значения: «Страстей по Иоанну», «Страстей по Матфею», «Высокой мессы», «Траурной оды» и различных вокально-инструментальных фресок. Цикл церковных праздников обязывал Баха сочинять в их честь кантаты и другие произведения для богослужений почти еженедельно. Его «Рождественская кантата» приурочена, конечно же, к празднику Рождества. Но были и кантаты светского содержания, их в его творчестве немного, такие как «Охотничья кантата». Самый горький парадокс жизни этого, несомненно, гения в том, что публика при его жизни оценила его только как музыканта-виртуоза и импровизатора, оставив без внимания его выдающийся композиторский талант, впоследствии получивший всемирное признание. Куда большей славой в его эпоху пользовались сыновья Баха – Карл Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христина, хотя их таланты были несоизмеримы с гениальностью отца. Последние годы жизни Бах замыкается в узком семейном кругу и погружается в мир своих внутренних переживаний. Это послужило рождению сложнейших полифонических циклов «Музыкального приношения» и «Искусства фуги». Уход гения из жизни не вызвал резонанса в тогдашней культурной среде Германии. Жена Баха, Анна Магдалина, пережила мужа на десять лет и скончалась в страшной нищете, обрекая их младшую дочь Регину на пожизненное прозябание в крайне стесненных условиях.Сложно назвать музыку столь же возвышенную и богатую духовным содержанием, как музыка Баха. Его фуги и секвенции входят в обязательную программу музыкальных школ и училищ, так как считаются необходимой составляющей культурного развития музыкантов. Трудно представить европейскую музыку без творческого наследия Баха, оно стало одной из важнейших вех в становлении музыкальной культуры. И в наши дни эти поистине грандиозные произведения считаются эталоном композиционного мастерства и прекрасной школой для совершенствования исполнительского.

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Исторические факты о театре, опере и балете

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или…

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность…

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту…

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х…

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной…

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной…

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом…

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы…

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в…

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса….

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на…

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в…

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889…

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но…

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским….

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал…

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен…

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился…

Предыдущая Следующая

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский…

Источник: http://glinka-capella.ru/is-bax/kratko/1656-lejpcigskij-period.html

Жизнь Баха — от Веймара до Лейпцига

Жизнь Баха - от Веймара до Лейпцига

В 1708-ом году Бах снова оказывается в Веймаре чтобы служить гофорганистом. Пребывание его здесь затянулось на 10-ть лет. За это время композитор успел побывать на нескольких должностях — в каждой были свои нюансы работы.

(приходилось писать музыку сразу для нескольких инструментов). Композитор получил неоценимый опыт композиторского мастерства, пока находился в Веймаре. Недаром именно здесь им были написаны самые лучшие произведения для органа.

Стоит добавить, что Иоганн Себастьян еще в юношеском возрасте зарекомендовал себя превосходным виртуозом-органистом. Периодически он предпринимал путешествия для публичных выступлений, и выступления эти помогли распространиться славе о Бахе, как о выдающимся исполнителе-импровизаторе.

В городе Кассель, например были исполнены такие вариации с использованием педали, что слушатели пришли в восторг. По дошедшим до нас сведениям импровизация Баха была феноменальна и этот факт оставлял далеко позади всех его соперников.

Он мог варьировать в течении 2-ух часов одну и ту же тему, при этом всё время делать это самыми различными способами.

Один из часто упоминаемых биографами эпизод из жизни композитора случился в 1717 году. Баху пришло приглашение выступить вместе с Луи Маршаном (известный французский клавирист-виртуоз) в городе Дрезден. На концерте Маршаном была исполнена французская песенка, и, за её блестящее исполнение он получил долгие аплодисменты от публики.

Затем к инструменту был приглашён Иоганн Себастьян. После короткой, но мастерской прелюдии композитор повторил песенку, которую играл Маршан, также применив к ней множество вариаций, построенных способом, никем доселе неслыханным.

Превосходство Баха было на лицо и, когда Иоганн Себастьян предложил оппоненту дружеский поединок, Маршан, опасаясь провала, предпочел поскорее уехать из Дрездена.

Однако, сколь ни было велико превосходство немецкого композитора над прочими, общее положение его это не улучшило. В Дрездене им, можно сказать, позабавились и отпустили восвояси.

Примечательно, что Бах никогда не кичился своими успехами, более того — он вспоминать о них не любил.

На вопрос о том как достигается такой высокий уровень исполнения он отвечал, что каждый так может, приложив те же усилия.

Он был скромен и беспристрастен, поэтому сохранил чувство благожелательности к другим людям — его кумиром, например, был Гендель. Бах всегда хотел с ним встретиться и стремился к этому, но встречи так и не состоялось.

После 10-ти лет в Веймаре Иоганн Себастьян занимал всего лишь место помощника капельмейстера, несмотря на то, что выполнял всю основную работу. Поэтому когда открылась вакансия придворного капельмейстера у Баха были все основания занять её, но должность досталась не ему, а бездарному сыну умершего дирижера.

Это закономерно показалось Иоганну Себастьяну оскорблением, поэтому он потребовал отставки. Герцог отреагировал на это весьма жёстко, но в духе княжеских нравов, взяв недовольного служащего под арест — якобы простой слуга осмелился подвергать сомнению высочайшее повеление.

Так что Баху за 10-ти летнюю службу в Веймаре отплатили арестом.

Жизнь Баха в Кётене

После Веймара Бах, вместе с женой и детьми приехал в Кётен (было это в 1717-ом году). Работа его здесь заключалась в руководстве придворным оркестром, а также в обучении принца Кётенского. Всё остальное время композитор мог проводить за написанием музыки. Из-за отсутствия органа, пришлось в своём труде сконцентрироваться именно на клавирной музыке.

С течением времени Иоганну Себастьяну становилось все более скучно в маленьком провинциальном городке и он подумывал об отъезде. Но кроме скуки подстёгивали к этому шагу еще два обстоятельства — 1720 год (умерла жена Мария Барбара), стремление дать своим детям хорошее университетское образование. Сначала Бах пытался устроиться органистом в городе Гамбург при церкви святого Якова.

Он выступал в этом городе во время одной из недавних артистических поездок и изрядно восхитил всех своей игрой на органе, в том числе присутствовавшего там, уже престарелого Рейнкена. Желанная должность Баху вновь не досталась, получил её человек ничего не смыслящий в музыке, но внёсший в фонд церкви круглую сумму. Пришлось ещё выждать какое-то время до появления новых перспектив.

В 1721 году великий композитор вновь женился. Избранницу звали Анна Магдалена, она была родом из музыкальной семьи и сама обладала сильным голосом. Благодаря некоторым особенностям характера (мягкость, отзывчивость) Анна стала опорой и поддержкой для своего мужа.

Жизнь Баха в Лейпциге

Вскоре композитор попробовал устроиться кантором в городе Лейпциг. Он подал прошение в магистрат, но они искали музыканта более известного. Имевшиеся же кандидаты отказались поэтому решено было принять Баха, да и то на унизительных условиях.

Школа певчих, которая, благодаря тем самым условиям, была в ведомстве Иоганна Себастьяна находилась в полной разрухе. Участники хора не справлялись со своей задачей многие из них просто не имели соответствующей подготовки, другие же вообще были не годны для пения в хоре. С музыкантами же игравшими в оркестре была та же история.

Иоганн Себастьян писал доклады магистрату, но поддержки не получил. Мелкобуржуазным аристократам, стоявшим в его главе было гораздо проще свалить всю вину на нового кантора, что они и делали в своих многочисленных документах.

Таким образом, и в Лейпциге отношения с начальством не складывались, но переезжать куда-то Иоганн Себастьян не хотел, так как за плечами был уже немалый опыт в таких вещах.

Единственное, что хоть как-то сглаживало переживания по-поводу постоянных нападок и унижений вышестоящих, так это артистические путешествия композитора. Его невероятное мастерство позволило завоевать симпатию людей, а также завести множество новых знакомств, так как музыка Баха высоко ценилась некоторыми из выдающихся личностей того времени.

Но всё же композиторский вклад (то главное на что тратил свое время композитор) остался недооценённым. Произведения Баха не печатались, словно никому до них и не было дела.

Между музыкантом и обществом как будто выросла тогда стена непонимания, оставив Иоганна Себастьяна одиноким художником (надо сказать, что большую поддержку оказывала ему жена).

И так было, к сожалению, до самой смерти композитора.

Последние творения Баха отличаются философской отвлечённостью чуждой реальному миру. В них он как бы отгораживается от жестокой реальности мира. Но это не умаляет значимости данных произведений, которые заслуженно считают вершиной полифонического искусства.

28 июля 1750-го года Баха не стало. Событие это не привлекло особого внимания. Однако, в наше время бесчисленное число людей собирается в месте где находятся останки композитора — все они являются горячими поклонниками его творчества.

Поддержать сайт

Если у вас есть желание поддержать сайт Gorstorehov.com вы можете сделать добровольное пожертвование. Деньги пойдут на развитие сайта.

Источник: http://gorstorehov.com/page/zhizn-baha

Лейпциг — «маленький Париж»?

Сегодня мы перенесёмся в Саксонию, одну из «новых» федеральных земель Германии (входившую в состав ГДР). Мы посетим самый большой город Саксонии — Лейпциг (нем. Leipzig).

В Лейпциге я был с 21 по 25 июня, т. е.

ровно год после моей первой поездки. В прошлый раз в «маленьком Париже», а именно с французской столицей в своё время Гёте сравнил Лейпциг, я был всего один день, после чего написал отчёт в двух частях (см. на сайте).

Перечитав прошлогодние записи, я решил не дублировать информацию о городе и сегодня покажу побольше фотографий.

В прошлый раз мы гуляли только по центру, что в итоге положительно сказалось на общем впечатлении о Лейпциге. На этот раз оно изменилось. За неделю пребывания удалось поближе познакомиться с городом.

2

Знакомство оказалось не самым приятным.

3

В центре города.

4

На сегодняшний день здесь живут около полумиллиона жителей.

5

6

7

Из советской зоны оккупации в своё время выехало в «старые» земли по разным данным от двухсот до трёхсот тысяч человек, поэтому многие дома сейчас просто пустуют.

8

Всё вокруг исписано граффитчиками. Из крупных городов Германии Лейпциг занимает, на мой взгляд, первое место по этой проблеме.

9

10

В Лейпциге совок жив.

11

Периодически возникает ощущение полного присутствия в одном из российских городов.

12

13

14

15

Давайте поднимемся на высотку MDR в центре.

16

17

18

19

Самый большой в Европе головной железнодорожный вокзал.

20

21

Самый крупный в Европе памятник.

22

Памятник Битве народов. О нём я писал в предыдущем отчёте (на сайте).

23

24

25

Здание оперы.

26

Здание федерального административного суда.

27

Вид на историческую часть города и Новую ратушу.

28

Стройка первой ветки подземки продолжается, на Рыночной площади как было всё перегорожено в прошлом году, так и осталось. Так выглядит Старая ратуша.

29

Кстати, в сокровищнице ратуши располагается единственный аутентичный оригинал портрета Иоганна Себастьяна Баха, написанный в 1723 году Элиасом Хаусманом (нем. Elias Gottlob Haussmann).

30

В Лейпциге Бах прожил и проработал 27 лет в качестве «музыкального директора» всех церквей города. Постоянные споры с администрацией, а также его специфический характер привели к тому, что местная власть его просто терпеть не могла.

Баха похоронили на территории одной из городских церквей и вскоре благополучно забыли где именно. Его останки обнаружили совершенно случайно только в 1894 году (через 144 года после смерти).Орган, за которым играл Бах в церкви Св. Томаса.

31

Ещё в Лейпциге есть ресторанчик под названием Погреб «Ауэрбаха» (нем. Auerbachs Keller). Своей популярностью ресторанчик обязан Гёте, который частенько заглядывал сюда. Погреб «Ауэрбаха» стал местом действия первой части трагедии «Фауст». Очень известное и старинное местечко.

32

Ещё несколько фотографий.

33

34

35

Является ли Лейпциг «маленьким Парижем» сегодня? К сожалению, нет. Хотелось бы прогуляться здесь лет так сто назад…

Про Лейпциг всё. До связи!

П. С. Я сейчас в Люнебурге. Очень красивый и интересный городок! Времени и возможности ответить на комментарии пока нет. Всем отвечу чуть-чуть попозже.

Источник: https://gavailer.livejournal.com/79477.html

Международный фестиваль Баха в Лейпциге (Bachfest Leipzig)

Фестивали в честь великого композитора Иоганна Себастьяна Баха проводятся в Лейпциге с 1904 года, но в течение первых десятилетий своего существования они были нерегулярными.

Первоначально их организацией занималось местное «Новое Общество Баха», но постепенно городские власти оценили значимость этого мероприятия и взяли руководство им на себя.

В 1908 году состоялся первый масштабный фестиваль Баха в Лейпциге в честь открытия нового памятника композитору на площади Томаскиркхоф.

Уже в двадцатые годы Лейпциг начали называть городом музыки. Подобно тому, как Зальцбург запоминается многим туристам как город, самым известным гражданином которого был Вольфганг Амадей Моцарт, Лейпциг стремится остаться в памяти гостей города как родина Иоганна Себастьяна Баха.

К началу девяностых годов фестиваль в честь Баха проводился уже более двадцати раз. В 1999 году городской совет, наконец, принял решение о том, чтобы сделать его ежегодным. Организация и проведение фестиваля были поручены Баховскому архиву Лейпцига.

1999 год можно без сомнений назвать началом новой эрой в истории фестиваля.

В этом году он собрал более пятнадцати тысяч зрителей из различных стран, которые купили , чтобы насладиться классической музыкой на одном из трёх десятков концертов.

В 2000 году фестиваль стал ещё более масштабным, ведь этот год был объявлен мемориальным годом Баха. Число зрителей, прибывших на фестиваль, превысило семьдесят тысяч.

С этого года каждый раз в дни проведения Международного фестиваля Баха в Лейпциге этот город становится центром музыкального мира. На фестивале собирается множество знаменитых исполнителей, каждый из которых представляет на суд публики своё собственное понимание творчества великого немецкого композитора. Масштабный фестиваль 2000 года был отмечен целым рядом уникальных событий. В соборе Св.

Томаса после реставрации был торжественно открыт орган. В фестивале принимали участие не только концертные залы, в которых прошло более 90 музыкальных мероприятий, но и различные музеи — в них гости фестиваля могли увидеть экспозиции, освещающие различные стороны жизни композитора. Одно из главных мероприятий, посвящённое 250-летию смерти Баха, транслировалось в прямом эфире в течение суток.

В результате Международному фестивалю Баха в Лейпциге удалось стать заметным музыкальным событием в мировом масштабе, а также выделиться на фоне других фестивалей, посвящённых этому композитору. Это стало возможным не только благодаря масштабности программы и качеству организации, но и благодаря особой атмосфере города Лейпцига.

Именно в нём концертная программа, посвящённая творчеству Баха, может прозвучать наиболее аутентично. Многие выступления проводятся в тех местах, которые связаны с именем Иоганна Себастьяна Баха, освящены музыкальной традицией.

Но они не сводятся к воспроизведению этой традиции, ведь каждый музыкант привносит в классические произведения своё собственное видение.

На Международном фестивале Баха в Лейпциге можно услышать самую разную музыку: это и органные концерты, и опен-эйры, и концерты классической духовной музыки, и джазовые интерпретации.

В последние несколько лет фестиваль был связан со знаменательными датами из истории музыки. Например, в 2010 году он был посвящён двухсотлетию со дня рождения Роберта Шумана, а в 2011 — двухсотлетию со дня рождения Ференца Листа. В 2012 году отмечали 800-летний юбилей того дня, когда музыка впервые зазвучала в соборе Св. Томаса.

В 2014 году фестиваль планируется посвятить трёхсотлетию со дня рождения Карла Филиппа Эммануэля. В 2015 году ровно 1000 лет исполнится самому городу Лейпцигу, а в 2017 году фестиваль будет посвящён Мартину Лютеру.

Следующая дата, связанная с жизнью самого Иоганна Себастьяна Баха, стоит несколько дальше: лишь в 2035 году фестиваль будет шумно отмечать 350 лет со дня его рождения.

Полная программа фестиваля традиционно публикуется ещё в сентябре предшествующего года, в то время как сам фестиваль проводится летом. Благодаря этому у любителей музыки есть время на то, чтобы обдумать, какие именно мероприятия заслуживают внимание в первую очередь. Но следует учитывать и то, что на некоторые из них предварительная продажа билетов открывается за несколько месяцев.

Фотографии с фестиваля

Словарные статьи

Лейпциг 12.01.2011 в 15:05

Ссылки по теме

Источник: http://www.belcanto.ru/bachfest.html

Читать

Читать

Вы помните, как начинается «Солярис» Тарковского — сага о бесприютной холодности Космоса и хрупкости человеческого счастья? Несомые музыкой, медленно плывут на черном фоне строгие буквы.

Мелодия течет, проникая в сознание, захлестывая его. Странный тембр старого синтезатора скрывает стилевую принадлежность музыки.

Откуда она, эта живая красота, проросшая между отстраненно-холодноватой классикой и суетной современностью?

Читаем в титрах: «Композитор Эдуард Артемьев». Пытаемся осмыслить прочитанное, а чудесная музыка уносит нас все дальше от нашей бренности. Лишь когда светлая волна схлынет, на отзвуке последних аккордов увидим: «В фильме использована хоральная прелюдия И.С. Баха».

Знаменательно, что символом Соляриса — мыслящего океана — выбран именно Бах. По-немецки Bach — ручей. Другой немецкий гений — Бетховен — не согласился с такой скромностью, сказав: «Не ручей, но море».

Во времена Бетховена человека считали пупом земли и «море» звучало бесспорным комплиментом. Теперь же, двести лет спустя, в головах людей многое изменилось. Моря, разумеется, велики и неукротимы, но без ручьев могут и пересохнуть.

Маленький скромный ручей питает море, доходя до него через многочисленные реки. Правда, путь этот долог и извилист — так же, как путь музыки Баха к сердцам людей. От ярлыка «старомодность» через почти целый век забвения — к славе.

Хочется сказать — «неугасаемой», но откуда нам знать?

У Баха больше шансов выжить, чем у других композиторов-классиков. Чаще всего именно его именем открывают композиторский список, ведь имя Бах давно стало нарицательным.

Единственный соперник ему — Моцарт, искрящийся легкой и радостной гениальностью.

Но гений из Зальцбурга, как и его герой — веселый птицелов Папагено, — весь в красках своего галантного века, мелодиях венских улиц, мерцании свечей и шуршании кринолинов.

Только в Реквиеме и немногих других произведениях он не воспевает по-детски жадно любимую им жизнь. За Бахом же всегда стоит вечное и неизменное безмолвие Космоса.

А еще Бах — единственный из композиторов, чья фамилия целиком состоит из нот. В-А-С-Н — можно сыграть на музыкальном инструменте в качестве темы для вариаций. Делал так и сам Бах, и его последователи и почитатели. Список пьес, написанных на эти четыре ноты, весьма велик и продолжает пополняться. Такова музыкальная традиция.

И сам Бах — создатель космических миров — был бесконечно традиционен. Аккуратный немец, честный скромный человек, всю жизнь переписывающий чужие ноты. В кратких определениях его творчества мы прочитаем: «Подытожил музыкальные достижения своей эпохи». То есть: никакого «прорыва» и «нового слова в искусстве».

Откуда ему и взяться? Иоганн Себастьян всю жизнь работал для церкви. «Во славу Божью, ближнему на поученье» — такой текст предваряет его «Органную книжечку», написанную для сыновей и учеников.

Как он, вероятно, был бы удивлен, получив обвинение в разрушении музыкальной канонической традиции! Или в узаконивании отхода от сакрального канона.

Разумеется, Бах никогда не ставил перед собой подобной задачи.

Просто отображал в своем творчестве идеи, витавшие в воздухе, — Реформация, Просвещение, Гуманизм… Могучая сила его гигантского таланта делала великим и убедительным все, к чему он прикасался.

Может быть, именно из-за этой чрезмерной масштабности его и не поняли современники — большое, как известно, видится на расстоянии… Зато уж последующие поколения Баха своим вниманием не обделяли.

Еще бы! Сила воздействия его музыки на слушателей казалась необъяснимой. Вся музыкальная история делится на добаховскую и послебаховскую.

Не однажды музыковеды разных поколений тщетно бросались разгадывать загадку баховского магнетизма.

Ответ находили то в особом совершенстве форм произведений, то в осознанном изображении «аффектов» посредством особых риторических фигур, то в мистической числовой символике.

Все вышесказанное присутствует в творчестве немецкого гения, но также и в творчестве его предшественников и современников. И в числах искали значений, и «теорию аффектов» знали неплохо, да и построить хорошую музыкальную форму умели многие.

Сильная выросла композиторская школа в Германии, несмотря на затянувшийс ужас Тридцатилетней войны, разруху и чуму. Исправнее всех поставлял композиторов баховский род. Уже тогда имя было нарицательным, но в другом смысле.

«Бах» — значит обязательно «музыкант».

Жизнь великого композитора, называемого еще в XVIII веке святым от музыки, небогата событиями. Вопреки этому, Баху удавалось неоднократно ставить в тупик своих биографов. Некоторые его поступки кажутся удивительно нелогичными.

И сам он — такой простой и обыденный, аккуратно ведущий домашнюю бухгалтерию и воспитывающий многочисленных детей — будто ускользает от понимания. Оставшаяся от него переписка ничтожна и, по большей части, представляет собой деловые бумаги или письма практического содержания. Он никогда не скрывался, но навсегда остался непостижимой загадкой.

Почему именно ему открылись недосягаемые высоты и глубины? Что служило Мастеру камертоном, по которому он выстраивал свои шедевры?

Эта книга написана не для профессиональных музыкантов и уж точно — не для баховедов. Наука, изучающая творчество величайшего из композиторов, насчитывает не одну сотню томов. Лучшие из них — на немецком языке. Глупо было бы пытаться соперничать с европейскими исследователями по части эксклюзивности материалов. Такая задача здесь и не ставится.

Автору хотелось бы рассказать не только о великом человеке, но и о среде, его взрастившей. О городах, в которых он жил, о людях, оказавших на него влияние, и об интересных особенностях его профессии.

Рассказать не абстрактным людям, а своим соотечественникам — любителям музыки, зачастую весьма далеким от контекста западноевропейских духовных традиций.

Ручей баховского творчества неиссякаем. Он течет уже третье столетие, и Баха чудесным образом хватает на всех. Рассыпаясь на мириады радужных капель, он дает возможность каждому новому писателю отыскать в нем свои ответы на вопросы о сущности музыки, человеческой души и Бога.

В разных культурах и разных частях земного шара эти ответы могут не сходиться, как не сходятся в квантовой механике результаты наблюдения частиц, согласно принципу неопределенности Гейзенберга. Каждый ответ несет в себе долю истины. И каждая страна и каждое время видят Баха по-своему.

Потому в этой книге будут не только биографические факты из жизни гения, но и попытка проследить путь его творчества в разных странах, в том числе в России.

Начать нужно все же издалека. От самых истоков ручья.

История баховского рода тесно связана с Тюрингией. Эта область в центре Германии отличается удивительной культурной насыщенностью и разнообразием.

«Где еще в Германии можно найти столько хорошего на столь крохотном пятачке?» — сказал когда-то об этой земле Гёте.

Дворцов, замков и крепостей здесь — будто грибов в лесу после дождя. Не менее густо проросли на тюрингской почве и великие имена. Помимо нашего героя можно назвать поэтов — того же Иоганна Вольфганга фон Гёте и его коллегу Фридриха Шиллера. Художников — Лукаса Кранаха и Отто Дикса. И конечно, Мартина Лютера, человека, повлиявшего на ход истории, причем не только германской.

Казалось бы, зачем начинать так издалека? Но понять личность и психологию человека значительно легче через понимание его национального менталитета. А Бах уж точно не являлся космополитом, не помнящим корней.

Пусть он и не собирал народных песен, но германцем ощущал себя вполне. А точнее — не германцем, а тюрингцем, отличающимся от гессенца или баварца. В то время ведь Германии как таковой не существовало вовсе.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=248157&p=75

Фестиваль Баха в Лейпциге

Фестиваль Баха в Лейпциге

Германия, Лейпциг

Когда проходит

В 2015 году — с 12 по 21 июня, в 2016 году — с 10 по 19 июня.

Фестиваль Баха

Европа богата на события летом. Так, в живописном городе Лейпциге (Германия) каждый год проходит фестиваль, посвященный творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Это событие мирового масштаба. В начале июня сюда съезжаются многие ценители музыки, так как фестиваль обычно проходит в начале лета. В этом году событие стартует 12 июня и завершается 21 июня.

Лейпциг выбран местом для проведения фестиваля неслучайно. Именно в этом городе Бах провел значимый, плодотворный период своей жизни. Здесь он более двадцати лет играл на органе и руководил хором в церкви.

Впервые Фестиваль Баха (его название на немецком звучит как Bachfest Leipzig) организовали поклонники творчества композитора в 1904 году. В последующие годы фестиваль проводился городской мэрией Лейпцига, но не на регулярной основе.

Официального разрешения о ежегодной организации фестиваля удалось добиться в 1990-х годах. Особенно масштабно Bachfest Leipzig прошел в 2000 году — в этот год исполнялось 250 лет со дня смерти великого композитора. После этого мероприятие стало больше вызывать интерес и приобретать популярность у музыкантов и меломанов.

Каждый год фестиваль Баха освещает разную тему. Это может быть всё что угодно, связанное с творчеством Баха. Многочисленные произведения композитора исполняются знаменитыми в мире музыкальными ансамблями. Звучат как произведения самого Баха, так и других композиторов. Все проходит на исторических концертных площадках, где выступал сам Иоганн Себастьян.

В программу фестиваля входят примерно сто концертных программ. Исполняются в основном произведения девятнадцатого века, камерная и органная музыка и даже различные джазовые обработки. Участники фестиваля выступают и с собственными программами, связанныvb, так или иначе, с творчеством Баха.

С 2003 года одним из ярчайших событий фестиваля стало награждение юных музыкантов и композиторов Медалями Баха. Медаль выполнена из майсенского фарфора.

Помимо музыкальной, на фестивале представлена и другая культурная программа. Например, экскурсии в пригород Лейпцига по баховским местам, где композитор проводил много времени. В этих местах представлены рукописи и личные вещи Баха, на которые каждый желающий может взглянуть. Дополнительно могут организовываться конкурсы юных талантов и даже кулинарная программа.

В Германии постоянно проходят различные фестивали, посвященные музыке Баха, однако именно лейпцигский является самым масштабным и значимым. Благодаря ему город по праву считается музыкальной столицей Германии.

Как доехать до Лейпцига

Из Москвы удобнее всего добираться самолётом (несколько раз в неделю есть прямой рейс в Лейпциг) или можно долететь до Берлина и далее поездом до Лейпцига. Есть вариант путешествия на поезде с пересадками, однако ехать придётся более суток. Программа фестиваля выкладывается в интернете ещё в сентябре, так что билеты на интересующую программу следует забронировать заранее.

Где остановиться в Лейпциге

Цены начинаются от 1353 рублей в сутки.

Цены начинаются от 636 рублей в сутки.

Виза в Германию

Для путешествия в Германию понадобится Шенгенская виза.

Источник: https://kstrip.ru/planiruem-puteshestvie/kuda-poexat-v-2015-godu/festivali-i-karnavaly-v-iyune/festival-baxa-v-lejpcige/

Композиторы. Знаки одарённости

Композиторы. Знаки одарённости

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство — только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом.

И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же  их манит непостижимая тайна музыки.

Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Композитор Годы жизни Мировоззрение и деятельность
Бах Иоганн Себастьян 1685—1750

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Беллини Винченцо 1801—1835 Итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал развитию искусства бельканто.
Березовский Максим Созонтович 1745(?)— 1777 Выдающийся русский композитор второй половины XVIII века
Берлиз Гектор Луи 1803—1869

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Бетховен Людвиг ван 1770—1827 Немецкий композитор, творчество которого признается одной из вершин в истории мирового искусства. Представитель венской классической школы.
Бородин Александр Порфирьевич 1833-1887

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Брамс Иоганнес 1833-1897

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Брукнер Антон 1824-1896

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Вагнер Вильгельм Рихард 1813—1883 Немецкий композитор, реформатор оперного искусства, дирижер, музыкальный писатель и театральный деятель.
Варламов Александр Егорович 1801—1848 Русский композитор, певец (тенор), дирижер, педагог.
Вебер Карл Мария фон 1786-1826 Немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель; основоположник немецкой романтической оперы. Написал 10 опер.
Вольф Хуго 1860-1903

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Гайдн Йозеф 1732—1809

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Гендель Георг Фридрих 1685-1759 Немецкий композитор и органист. Более полувека работал в Лондоне, где был признан крупным английским композитором. Прославился ораториями.
Гершвин Джордж 1898—1937

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Глазунов Александр Константинович 1865-1936 Русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. С 1928 г. жил за границей.
Глинка Михаил Иванович 1804—1857

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Глюк Кристоф Виллибальд 1714-1787

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше  40 опер.

Грейнджер Перси 1882-1962

Американский пианист и композитор.

Гуно Шарль 1818-1893 Французский композитор и музыкальный писатель; один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.
Дворжак Антонин 1841-1904 Чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики.
Дебюсси Клод Ашиль 1862-1918 Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма.
Джоплин Скотт 1868-1917 Американский пианист, композитор, аранжировщик, основоположник жанра регтайма.
Доницетти Гаэтано 1797-1848 Итальянский композитор, представитель итальянской романтической оперной школы.
Леннон Джон 1940-1980 Английский певец и композитор, один из участников группы «Битлз». Убит фанатом в Нью-Йорке.
Лист Ференц 181-1886 Венгерский композитор-романтик, пианист и дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Один из основателей (1875) и первый президент Академии музыки в  Будапеште.
Лядов Анатолий Константинович 1854-1914 Русский композитор, дирижер и педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории (с 1886 г.).
Малер Густав 1860-1911 Австрийский композитор и дирижер, оперный режиссер.
Мейербер Джакомо 1791-1864 Немецкий и французский композитор.
Мендельсон-Бартольди Якоб Людвиг Феликс 1809-0847 Немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг).
Моцарт Вольфганг Амадей 1756—1791 Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист.
Мусоргский Модест Петрович 1839—1881 Русский композитор, член «Могучей кучки».
Паганини Никколо 1782-1840 Итальянский скрипач и композитор. Один из основоположников музыкального романтизма.  Первый применил в концертной практике игру наизусть.
Пиаф Эдит 1915-1963 Французская эстрадная певица (шансонье) и актриса; автор текстов и музыки песен.
Пресли Элвис 1935-1977 Американский эстрадный певец, киноактёр, автор песен. «Король рок-н-ролла».
Прокофьев Сергей Сергеевич 1891-1953 Русский советский композитор и дирижер.
Равель Морис 1875-1937 Французский композитор
Рахманинов Сергей Васильевич 1873—1943 Русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.

Римский-Корсаков Николай Андреевич

1844—1908 Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки».

Россини Джоаккино

1792-1868

Итальянский композитор

Сальери Антонио 1750-1825 Итальянский композитор, дирижер и педагог
Скрябин Александр Николаевич 1872—1915

Русский композитор и пианист.  Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Сметана Бедржих 1824-1884 Чешский композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель. Основоположник чешской оперы.
Чайковский Петр Ильич 1840—1893

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Шопен Фредерик 1810—1849

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Шуберт Франц 1797—1828 Великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
Шуман Роберт Александер 1810-1856 Немецкий композитор и музыкальный писатель. Выразитель эстетики немецкого романтизма.

 

Источник: http://www.kompozitory-znaki-odarennosti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&limitstart=9

Ссылка на основную публикацию